Согласно президентской инициативе «Наша
новая школа» одним из направлений современной школы являются переход на новые
образовательные стандарты и развитие талантливых детей, совершенствование
учительского корпуса.
«От стандартов, содержащих подробный
перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником,
будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны
быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие
условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
В любой образовательной программе будет
две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень,
тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную
занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
Результат образования - это не только
знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной
жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным
социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии
природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных
предметов».
Поэтому интегрированные уроки являются актуальными на
сегодняшний день.
Трудности в
образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ
сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том
числе физики, географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые
предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются.
Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области
методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией,
предъявляет особые требования к образованию и, конечно,
учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить
применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить
детей думать, анализировать, учить
отбирать необходимую информацию.
Изменились
цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и
новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные
системы. Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее
время требует перемены мышления во многих областях жизни. В
образовании сейчас обострились старые противоречия, связанные с преобладанием
целевых ориентиров на высокое качество знаний, умений, навыков и
интеллектуальное развитие школьников. Современная действительность вызывает
необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой
«образование через всю жизнь».
Для нашего
времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное
представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции
современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках
одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается
тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы,
интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных
обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. Это особенно важно для
преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний
и человеческой деятельности.
Среди огромного
числа проблем, которые волнуют всех, требуя незамедлительного решения,
основополагающей становится организация и обеспечение процесса становления
личности, способной адекватно ориентироваться, свободно избирать свою позицию и
действовать в современном конфликтном, динамично меняющемся мире. Интеграция
ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному
выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию
креативности, коммуникативных способностей.
Актуальность опыта обосновывается также необходимостью изменения структуры и
содержания школьных курсов в рамках профильного обучения. Сложившаяся школьная
система не решает многие проблемы профильного обучения: пока нет достаточного
научного обоснования определённого и готового к реализации содержания
профильного обучения, не определён эталонный и просто необходимый уровень общей
и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования.
Все, связанное с профильным обучением, находится сегодня в стадии становления.
В настоящее время перед современной школой ставится
важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о
целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания
лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства
законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение,
соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов.
Современному обществу нужен
человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать
возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной,
репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на
всех этапах учебного процесса.
|