Вторник, 23.10.2018, 03:36

...

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Мои файлы

    выступление на секции информатиков
    [ Скачать с сервера (53.5 Kb) ] 01.10.2011, 00:07

    В педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека, компетентностного обучения. Что стоит за этими терминами — "компетентность”, "компетентностное обучение”? Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие "компетентность”. Но за основу понятия "компетентный человек” взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

    Сегодня много разговоров ведётся вокруг нового для нашей школы понятия - компетентность. И это не случайно - речь идет о новой единице измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

     

    Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

    Если выпускник средней школы после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е. решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области. Весь вопрос, что нынешнему школьнику понадобится в надвигающейся на него "взрослой” жизни? Из каких когнитивных деятельностей должна формироваться информатическая компетентность? Ведь у каждого учителя есть примеры, когда отличник не смог найти себе место во взрослой жизни, и, наоборот, когда троечник, закончив школу, смог успешно продолжить обучение и достигнуть определенных результатов. В чем причина: мы учим не тому? Или мы учим не так? Или мы оцениваем учеников не по тем критериям?

    Ключевые компетентности — это умения надпредметного характера, формирование которых должно происходить не на конкретном уроке при изучении отдельного предмета, а на всех предметах школьного цикла. К компетентностям данного направления можно отнести формирование умений обработки информации разного рода, понимания текстов, действия в группе и т.д.

    Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

     

     

    овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности:

     1) учащийся осознает процесс управления своей деятельностью;

     2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличии от действия) через подражание невозможно.

    формируется персональный «ресурсный пакет», учащийся понимает какие средства необходимы для выполнения деятельности.

    набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.

    набор осваиваемых способов деятельности  является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

     

     

    Чем компетентности отличаются от других результатов образования?

     

     

    Знание – «информация, присвоенная человеком».

    Умение -  «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки».

    Навыки – «действия, выполняемые автоматически».

    Элементы функциональной грамотности – «присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации»

    является интегрированной,

    проявляется ситуативно, в зависимости от задачи,

    в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,

    в отличие от навыка – осознана,

    в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов.

    в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

     

     

    Ключевые компетентности

    Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.

    Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

     

    Актуальность

         Наше время перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией предъявляет  особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую  информацию.

        Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и  новые подходы  в  изучении дисциплин через интегрированные образовательные  системы. Создаются новые концепции образования,  которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время  требует  перемены мышления во многих областях жизни. В образовании сейчас обострились старые противоречия, связанные с преобладанием целевых ориентиров на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы  «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». 

    Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. Это особенно важно для преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний и человеческой деятельности.

    Среди огромного числа проблем, которые волнуют всех, требуя незамедлительного решения, основополагающей становится организация и обеспечение процесса становления личности, способной адекватно ориентироваться, свободно избирать свою позицию и действовать в современном конфликтном, динамично меняющемся мире. Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию креативности, коммуникативных способностей.

    Актуальность обосновывается также необходимостью изменения структуры и содержания школьных курсов в рамках профильного обучения. Сложившаяся школьная система не решает многие проблемы профильного обучения: пока нет достаточного научного обоснования определённого и готового к реализации содержания профильного обучения, не определён эталонный и просто необходимый уровень общей и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования. Все, связанное с профильным обучением, находится сегодня в стадии становления.

    В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов.

    Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

             Интегрированные уроки  предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических  проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.

     

     

    «»»»»»»»»»»»»

     Одним из факторов успешного развития личности и сохранения здоровья детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса.

    Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. 
    Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
    Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
    В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
    В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
    В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.
    В- шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

    «»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»».

    Интеграция как средство обучения должна дать ученику  те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

    Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
    - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
    - в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
    - не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
    - интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные

     

     

     

     

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
    Просмотров: 254 | Загрузок: 54 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Умно. Мягкий подход к вопросу. И довольно понятно.

    Имя *:
    Email *:
    Код *: