Пятница, 20.07.2018, 21:00

...

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Мои файлы

    выступление на педсовет
    01.10.2011, 00:15

    Выступление Ухиной Т.В. на педсовет

      «Качество обучения – ресурс устойчивого развития школы».

    Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед  учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и развитию самостоятельного, творческого мышления учащихся.
    Долгое время все методики обучения и воспитания ориентировались на среднего абстрактного ученика.
    Такой подход имеет много негативных сторон: способным учащимся скучно в классах, занимающихся по среднему уровню трудности, их потенциальные возможности не реализуются, их интеллектуальное развитие тормозится; слабые  ученики не могут идти в ногу со средними, им это не под силу, в результате -
    они неизбежно отстают, теряя веру в свои силы, убеждаясь в невозможности усвоить изучаемый материал.

    Класс состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свои психологические и нравственные особенности, свои интересы и склонности, свое видение действительности. Не все школьники одинаково быстро и успешно овладевают знаниями. Определяющая причина такого явления заключается в том, что
    воспитывающее, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через "внутренние условия" ее развития, которые бесконечно разнообразны.
    Задачу обеспечения развития каждой личности, каждого ученика можно решить путем индивидуализации и дифференциации обучения. В  преподавании информатики индивидуализация и дифференциация развиваются по двум направлениям:
    1) создание спецклассов, проведение факультативных занятий;
    2) введение специальных элементов методики в обычное преподавание в массовой школе, где учатся дети , не прошедшие отбора по своим склонностям и наклонностям.
    Особый интерес представляет второе направление дифференциации обучения, так как именно массовая школа охватывает наибольшее количество учащихся, а проведенные срезы и контрольные работы указывают на наличие высокого, среднего и низкого уровней знаний не только у отдельных учащихся, но и у классов одной параллели, занимающихся у одного педагога.
    Следовательно, необходимо организовать учебно-воспитательный процесс с учетом типичных различий классов и различных групп учащихся внутри класса, создать условия для проведения индивидуальной и групповой познавательной самостоятельности каждого школьника.
    Индивидуальный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.
    Опыт показывает, что индивидуализация (и дифференциация) обучения начинает учитываться в учебном процессе, но арсенал ее средств и методов еще недостаточен и комплексно не разработан, и наблюдается односторонний подход к рассмотрению данной проблемы, а именно, применение поуровневой дифференциации лишь в интеллектуальной сфере, характеристикой которой является мыслительная
    деятельность.
    В мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня:
    1) уровень понимания;
    2) уровень логического мышления;
    3) уровень творческого мышления.
    Понимание - это вид мыслительной деятельности, направленной на усвоение готовой
    информации, сообщенной учителем или книгой.
    Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных
    задач.

    Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления,
    обширность знаний, но и гибкость, критичность мышления, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, расширению задач в условиях неполной детерминированности. Однако учащиеся отличаются не только степенью сформированности интеллектуальной сферы и основной его компоненты - мышления, но и сформированностью мотивационной сферы, то есть наличием и развитостью устойчивой мотивации учения, а также степенью зрелости эмоциональной, волевой и других сфер личности.
    Эффективность процесса обучения в значительной степени определяется наличием действенных, личностно значимых мотивов учения. Из всех мотивов учения наиболее действенным является познавательный интерес, который в своем развитии проходит три стадии:
    1) любопытство;
    2) любознательность;
    3) устойчивый познавательный интерес.
    Любопытство возникает как естественная реакция человека на все неожиданное, новое, интригующее. Оно характеризуется ситуативностью, неустойчивостью. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление.
    Задача процесса обучения состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет
    удовольствие. Арсенал приемов формирования устойчивого познавательного интереса разнообразен. Большое влияние на формирование интересов школьников оказывает форма организации учебной деятельности, четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий, создание проблемных
    ситуаций, а также занимательность и наглядность. Исследования показывают, что формирование у учащихся мотивов учения неразрывно связано с развитием мышления и интеллектуальной сферы в целом.
    Таким образом, кроме дифференциации по уровню развития мыслительных способностей, необходима дифференциация по степени сформированности познавательного интереса Применение системы тестовых заданий, учитывающих поурочное планирование и групповую дифференциацию учащихся, позволяет не только объективизировать процесс контроля знаний со стороны учителя, но и развивать самоконтроль, самооценку и самостоятельность познавательной деятельности самих учащихся. Целенаправленная работа по развитию логического и творческого мышления приводит к развитию и познавательного интереса и самостоятельности учащихся.
    Работа по формированию интересов школьников, использование приемов занимательности, наглядности и других методов, направленных на развитие мотивационной сферы личности школьников, оказывают сильное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности, мышления.

     

     

     

     

    На своих уроках я решаю вопрос повышения качества образования по информатике и информационным технологиям, подготавливая почву для возможности эффективного использования ИКТ на предметных уроках.

    В нашей школе изучение информатики и информационных технологий начинается с 2-го класса – пропедевтический курс, 7–9-е классы – базовый курс и пока еще 10—11-е классы – профильный курс (физико-математический, общеобразовательный)).

    Сегодня изменился подход к изучению информатики:

    • целью стало не обучение программированию, а формирование алгоритмического мышления, которое поможет школьнику быстро адаптироваться к любой компьютерной среде;
    • важнейшей задачей стало формирование информационной и коммуникативной культуры, помогающей ориентироваться в потоке информации, организуя ее поиск и обработку.

    Поскольку информатика становится базовой образовательной областью, то ее изучение в школе должно начинаться как можно раньше. Пропедевтический курс интегрирует теоретическую информатику, информационные технологии и элементы социальной информатики. Его важнейшей составляющей являются интегративные проекты, в ходе которых происходит изучение и активное усвоение материалов курса, дети приобретают информационно-технологические навыки, используемые при изучении других предметов.

    Логическим завершением профильного курса ИИТ является защита компьютерного проекта, которую выбирают учащиеся 11-х классов . Тематика проектов разнообразна. В кабинете информатики имеется копилка компьютерных проектов учащихся.

    Компьютерные коммуникации способны решать многие педагогические задачи творческого, интеллектуального развития учащихся.

    Активно используются компьютерные информационные технологии в образовательном процессе.

    Систематическая работа по использованию компьютера как средства моделирования явлений и законов проводится учителями физики.

    Разработана серия медиа-уроков с использованием образовательных электронных ресурсов по  математике, физике, информатике, в которых дидактической составляющей являются мультимедийные презентации с тестирующим блоком, обучающие программы по указанным предметам, дополнительные материалы с образовательных сайтов Интернета.

    Только за 2006/2007 учебный год было проведено более 10 медиа-уроков и внеклассных мероприятий, за 2007-2008 – тоже.

    По моему мнению, применение компьютерных технологий на уроках позволило сделать образовательный процесс более красочным, динамичным, насыщенным.

    Компьютерный класс школы открыт для свободного доступа учащихся. Ребята старших классов под руководством учителей-предметников создают компьютерные проекты, реализующие знания, полученные на других уроках. С интересными, нестандартными проектами наши учащиеся принимают участие в конкурсах.

    Использование компьютерных технологий помогает осуществлению воспитательного процесса в нашей школе.

    Учителя и ученики получили новые перспективы творческой работы, появился опыт работы с большим количеством текстовой информации, они научились редактировать и правильно оформлять полученный материал.

    Улучшились умения и навыки работы с компьютером и его периферией. Для активизации учебной деятельности можно издавать школьную газету, разработкой которой будут заниматься непосредственно учащиеся нашей школы.

    Использование компьютерных технологий оказывает значительную помощь в обработке и накоплении материала учителями-предметниками и классными руководителями.

    В школе собран и обобщён опыт работы классных руководителей, имеется сценарный отдел классных часов, праздников, внеурочных мероприятий в компьютерном варианте.

    С точки зрения психологии применение информационно-коммуникационных технологий сделало более динамичными и эффективными все стороны школьной жизни.

    Подготовка и проведение медиа-уроков, внеклассных мероприятий, участие в проектной деятельности способствовали развитию креативности педагогов и учащихся, повысили эффективность педагогической деятельности.

    Электронные образовательные ресурсы облегчили труд учителя, насытили уроки наглядным материалом, сделали их более эмоциональными, динамичными, интенсивными. Появилась возможность эффективно обучать детей с разными каналами восприятия информации – аудиалов, визуалов.

    Использование компьютерных технологий активизировало познавательную деятельность учащихся, повысило мотивацию учения, информационную и коммуникационную компетентность учащихся, что способствовало лучшей адаптации в социуме.

    Работа с компьютером помогает учащимся чётко, систематизированно излагать свои мысли в письменном виде, анализировать информацию, приучает доводить дело до конца.

    Информатизация школьного образовательного пространства сплотила ученический и педагогический коллектив, создала творческий микроклимат и толерантные отношения.

    Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
    Просмотров: 1391 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: